БЫЛОЕ ПРОЛЕТАЕТ...
ПАТРИАРХ ПИМЕН И ЕГО ВРЕМЯ


МАТЕРИАЛЫ К ВЫСТАВКЕ

 

 

Четырнадцатый Патриарх Русской Православной Церкви Пимен родился  23 июля 1910 года в селе Кобылино Калужской области.  Через неделю его крестили в Троицкой церкви с. Глухова Богородского уезда  с именем в честь преподобного Сергия Радонежского.

Михаил Карпович — механик на глуховской фабрике Арсения Морозова, — человек умный, доброжелательный, чуткий к нуждам рабочих, большую часть времени проводил на работе, и труды по воспитанию сына в основном ложились на плечи матери — Пелагеи Афанасьевны, набожной, проникнутой строгим русским православным духом. Она отличалась тонким ясным умом, беспредельной кротостью и добротой и умело направляла воспитание своего сына.

 

Богородский Богоявленский собор

 

Мальчик рос творчески одаренным, музыкальным, у него рано  проявился интерес к изобразительному искусству и поэзии. Уже в ранней юности он писал стихи.

В праздничные и свободные от учебы дни он — в храме: читает и поет на клиросе.

В богородской средней школе Сергей Извеков был одним из лучших учеников.

Сережа Извеков (слева) с матерью Пелагеей Афанасьевной и племянником Юрой Казанским 1917-1918 годы

 

В 1925 году после окончания школы Сергей переехал в Москву и был пострижен в монашество  с наречением имени Пимен — в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого. Принимая монашество, 17-летний юноша отчетливо понимал, что он уготавливает себе нелегкий путь. В то время принимали постриг, действительно, по призванию: «Все корыстолюбивые, недобросовестные люди ушли - остались лучшие. Полулегальное, стесненное со всех сторон, ежеминутно ожидающее ареста и полного разгрома, монашество в это время отличалось чистотой своей жизни, высотой молитвенных подвигов»

 

Сергей Извеков 4 мая 1925 года

 

«Мое имя Пимен, в переводе с греческого "пастырь", — говорил впоследствии Святейший, — дано мне в монашестве не случайно и обязывает ко многому. Господь судил мне быть пастырем. Но Он же заповедал в Евангелии: "Пастырь Добрый полагает душу свою за овец своих"».

В начале 30-х гг.он продолжает управлять хором Богоявленского собора, а также церковными хорами и в других московских храмах, продолжая лучшие традиции русских церковных регентов.

Монах Пимен 1 мая 1929 года

 

В апреле 1932 года иеромонаха Пимена, которому то время не было еще и 21 года, в первый раз арестовали. В своих показаниях на допросе он говорил: «Я человек глубоко верующий, с самых малых лет я воспитывался в духовном духе. Антисоветской агитацией я никогда не занимался и не занимаюсь. Ни в какой антисоветской группировке не состою, никогда не распространял провокационных слухов, что в СССР идет гонение на религию и духовенство. Воспитанием молодежи в антисоветском духе я не занимался. Состоя регентом при церковном хоре, после окончания богослужений и до, ко мне приходили на квартиру певчие хора, но антисоветских разговоров я с ними не вел».

В октябре 1932 году он был призван в ряды Красной армии и направлен в 55-й отдельный конный транспорт в городе Лепеле Витебской области Белоруссии, где он прослужил до декабря 1934 года.

В конце 1934 г. молодой иеромонах вернулся к служению в храме Богоявления в Дорогомилово. В эти годы иеромонах Пимен сдружился с художником Павлом Кориным… В начале тридцатых годов рождается великий замысел художника Павла Корина: картина крестного хода, выходящего из царских врат Успенского собора и вбирающего в себя всех лучших людей церковной России — Русь уходящая. Среди образов на картине особо выделяется 25-летний иеромонах Пимен. Никто никогда не мог объяснить, как, по какой таинственной интуиции сделал художник молодого иеромонаха практически центром своей картины, пророчески увидев в нем подлинный лик церковной России — Руси Восходящей.

 

Картина Корина Русь уходящая

 

В начале 1937 года, когда шли массовые аресты духовенства, иеромонах Пимен вновь был арестован. Особое совещание при коллегии НКВД приговорило его к принудительным работам на строительстве канала Москва-Волга. Он был направлен в Дмитровский исправительно-трудовой лагерь, находившийся на территории Московской области. В январе 1938 года Дмитровский лагерь в связи с завершением строительства канала был ликвидирован. Часть заключенных выслали в Узбекистан, в том числе и отца Пимена. В начале августа 1939 года он получает назначение заведующим областным Домом санитарного просвещения отдела здравоохранения Ферганской области в г. Андижан, где проработал до июля 1940 года.

 

Фотография со студенческого билета

 

Летом 1940 года отец Пимен поступил на литературный факультет Андижанского вечернего педагогического института. После успешной сдачи экзаменов за первый курс института и перевода на второй курс Извеков С.М. отпускается с 1 июля 1941 года в законный летний отпуск, но отдохнуть не пришлось…

Началась война…10 августа 1941 г. он был призван на военную службу в ряды Красной Армии..

Несколько месяцев обучения в пехотном училище закончились в начале 1942 г. присвоением звания младшего комвзвода назначением командиром пулеметного взвода, входящего в 462 Стрелковую дивизию. 20 марта 1942 года он был назначен помощником начальника штаба по тылу 519 Стрелкового полка, который находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего.

29 июля 1942 г. Извеков С.М. был контужен. Почти четыре месяца лечения в военном госпитале и 26 ноября 1942 года он был назначен заместителем командира роты 702 Стрелкового полка, находившегося в резерве.

23 февраля 1943 года полк в составе 213-й Стрелковой дивизии отбыл на фронт. 4 марта 1943 г. началась Харьковская оборонительная операция. Войска Воронежского фронта оказывали упорное сопротивление противнику стремительно рвавшемуся к Белгороду.

13 марта 1943 года полк ст. лейтенанта Извекова выгрузился на станции Валуйки и вошел в состав 7 Гвардейской армии. В кровопролитных сражениях марта-апреля 1943 г. под Белгородом и Харьковом участвовал заместитель командира 6-й роты по строевой части С. М. Извеков.

16 апреля 1943 года он был вновь контужен.

Накануне Курской битвы ст. лейтенант Извеков был назначен адъютантом командира 213 стрелковой дивизии 7 Гвардейской армии. В ходе оборонительного этапа Курской битвы Воронежский фронт испытал наибольший удар врага. Немцы выставили против них отборные войска и наиболее опытных генералов. 7-я Гвардейская армия находилась на переднем крае фронта за Белгородом, имея за собой реку Корочу.

3 августа войска Воронежского фронта перешли в наступление.

23 августа был взят Харьков. Войска 7-й армии вышли к городу Мерефа, недалеко от Харькова.

28 августа 1943 г. операция была закончена. Но среди выживших ст. лейтенанта Извекова не нашли. В штатно-должностной книге офицерского состава полка 30 сентября 1943 г. была сделана запись: «старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович пропал без вести 26.8.43 Мерефск[ий] р[айо]н Харьк[овской] обл[асти]».

Однако он был жив, хотя его военное командование не знало об этом. Согласно послужному списку, Извеков С.М. прошел лечение в госпитале после ранения и был комиссован из армии.

29 ноября 1944 года он был задержан милицией в Москве за нарушение паспортного режима, т.к. у него не было нужных документов.

 

Старший лейтенант Извеков С.М с племянницей 1940-е г.

 

15 января 1945 года военный трибунал Мосгарнизона вынес приговор: «…Извекова Сергея Михайловича по совокупности совершенных им деяний лишить свободы в ИТЛ сроком на десять (10) лет…, лишив его в/звания «ст. лейтенант»

18 сентября 1945 года на основании указа Президиума ВС СССР от 7 июня 1945 года иеромонах Пимен был освобожден по амнистии для участников войны. После освобождения из лагеря иеромонах Пимен оказался на долгое время прикован к больничной койке. Если бы не освобождение, то можно с уверенностью говорить, что он умер бы в лагере.

В Москве проживать ему было нельзя, и 20 марта 1946 года он был назначен штатным священником Благовещенского собора бывшего Благовещенского монастыря в городе Муроме.

Иеромонаха Пимена муромчане полюбили сразу. Из воспоминаний прихожанки Благовещенского собора: "Отец Пимен умел душевно и доходчиво говорить с прихожанами. На его службы, особенно в церковные праздники, стекалось множество людей, не только горожан, но из соседних сел и деревень. Молодой, красивый, умный, он сразу всем понравился

Во второй половине 1946 года он уехал в Одессу, где продолжал свое служение. В последующие годы Святейший всегда с большим теплом вспоминал свое пребывание в Муроме - это были первые мирные дни после долгих лет лишений и гонений.

 

Святейший Патриарх Алексий I и иеромонах Пимен Одесса, 1947 год

 

В 1946 году иеромонах Пимен продолжал священнослужение в Одесской епархии. Здесь его возвели в сан игумена и перевели в Ростовскую епархию.

Указом Святейшего Патриарха Алексия он в конце 1949 года был назначен Наместником Псково-Печерского монастыря и в 1950 г. возведен в сан Архимандрита.

В январе 1954 года архимандрит Пимен был назначен Наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 4 ноября 1957 года ему определено было быть епископом Балтским, викарием Одесской епархии.

18 апреля 1970 года, после блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия, Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен вступил в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола.

2 июня 1970 года Поместный Собор Русской Православной Церкви единогласно избрал Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена Патриархом Московским и всея Руси.

Святейший служил часто, очень любил посещать чтимые московские святыни и престольные праздники. Проповеди его были, как правило, простыми и проникновенными. Всех покоряли его могучий, ясный голос, прекрасный слух и музыкальные способности.

Осенью 1985 года самочувствие его ухудшилось. Врачи связывали это с обострением сахарного диабета. Осенью  1988 года врачи обнаружили у Патриарха опухоль кишечника – был сделан неутешительный прогноз. «Постепенно он становился все более молчаливым. Последние месяцы говорил односложно. Сон часто бежал от него, и тогда он не смыкал глаз до утра. Руки его перебирали четки, постоянно висевшие у изголовья постели. 1 мая, за завтраком я понял, что дни Святейшего сочтены. Поздно вечером 2 мая мы решили непременно причастить Святейшего».

3 мая 1990 года в 15 часов в Патриаршей резиденции в Москве на 80-м году закончил свой жизненный путь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

 

Однажды Святейшего Патриарха Пимена спросили:

– Ваше Святейшество! Вы достигли вершины в Русской Православной Церкви. Есть ли у Вас еще какое-то желание?

Святейший ответил:

– Есть маленький древний монастырь в городе Печоры Псковской области. Так вот я бы хотел быть привратником в этой обители на месте монаха Аввакума.

 

Псково-Печерский монастырь. наше время

 

В указанных словах Святейшего Патриарха Пимена обозначена тяжесть Первосвятительского креста…

Во время отпевания слово соболезнования произнес Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II:

«Перед нами встает светлый образ Первосвятителя, который воистину был добрым пастырем всероссийской паствы…. Когда мы со стороны смотрим на жизнь Святейшего Патриарха Пимена, то видим только величие и славу, вспоминаем торжественные богослужения, но не видим тяжелых испытаний, которые он перенес, бессонных молитвенных ночей, слез и страданий, того тяжелого креста, который нес он на своих рамена»".

 

«Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками»

(из завещания Патриарха Пимена)



Биографические материалы взяты из публикаций архимандрита Дионисия (Шишигина), диаконов Андрея Кураева и Дмитрия Сафонова