
Оружие минувшей войны было многообразно, оно насчитывало сотни и даже тысячи образцов. Все они в целом представляли собой систему, в которой каждая деталь составляла частицу единого и очень сложного комплекса. Комплекс этот так и называется: «Система вооружения».
Разрабатывают «Систему» дальновидные и опытные военные специалисты в тесном сотрудничестве с изобретателями, конструкторами оружия и руководителями военной промышленности. В мирные годы пристально и придирчиво изучают они опыт предшествовавших войн, следят за развитием военной мысли и боевой техники за рубежом, учитывают природные условия возможных театров войны, оценивают производственные возможности как своей военной промышленности, так и военной промышленности вероятных противников.
Эта работа не только не прекращается, но и усиливается в годы войны, когда сама жизнь требует непрерывного совершенствования оружия. В итоге система вооружения все время изменяется, пополняясь новыми, передовыми для своего времени образцами оружия.
Оружие победы — это вооружение, которым располагала наша Родина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., оружие, с помощью которого Советские Вооруженные Силы разгромили полчища гитлеровских фашистов.
Виртуальная выставка «Оружие Победы», предлагаемая Вашему вниманию – это те, образцы советской боевой техники, которые представлены во внешней экспозиции музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление».
Самоходная артиллерийская установка СУ-152 «Зверобой»

Характеристики
масса — 45,5 т;
длина — 6750 мм;
ширина — 3250 мм;
высота — 2450 мм;
экипаж — 5 человек;
вооружение — 152,4-мм орудие МЛ-20С;
боекомплект — 20 шт.;
двигатель — дизель В-2К;
макс. мощность — 600 л. с.;
запас хода — 165 км;
макс. скорость — 43 км/ч.
Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки. Для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.
Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.
В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35.
Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.
Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.
Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.
Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».
Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.
Боевым дебютом и «звездным часом» СУ-152 стала Курская дуга. 152-мм снаряд СУ-152 был практически смертелен для любого типа немецкой бронетехники. Бронебойный снаряд буквально разбивал немецкие средние танки, не могла противостоять им и броня «Тигров» и «Пантер». При недостатке бронебойных снарядов, использовали бетонобойные и даже осколочно-фугасные. Последние не пробивали броню, однако они уничтожали прицелы, орудие и другое оборудование боевых машин. Энергия снаряда была настолько велика, что башни вражеских танков часто срывало с погона.
Самоходную установку в основном использовали в качестве противотанкового средства. СУ-152 оказалась, чуть ли не единственным образцом советской бронетехники, которая могла гарантировано поражать всю номенклатуру немецких танков и САУ на всех дистанциях боя.
САУ СУ-152 воевала до самого конца войны и находилась на вооружении советской армии до 1958 года.
Танк ИС-2

Характеристики
Тип: Тяжелый танк
Дата выпуска: 1943 г.
Длинна: 6,77 м
Ширина: 3,07 м
Высота: 2,73 м
Броня, лоб: 120 мм
Броня, борт: 95 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: дизельный В-2-ИС, 600 л. с.
Дальность хода: 250 км (по дороге)
Максимальная скорость: 37 км/ч (по дороге)
Масса: 46 тонн
Вооружение: 122-мм Д-25 (28 снарядов), 12,7-мм ДШК (250 патронов), 2×7,62-мм ДТ (2520 патронов)
К 1943 году, с появлением новых немецких тяжелых танков Pz VI «Тигр» появилась необходимость и в обновлении советского парка аналогичных машин. Машине, которая должна была стать стальным воплощением силы советского народа было присвоено имя ИС — Иосиф Сталин, по аналогии с более ранними тяжелыми танками КВ (Клим Ворошилов).
4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043сс Опытный завод № 100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с Техуправлением ГБТУ танк ИС, причем сделать это требовалось за месяц — до 15 октября 1943 года. Вооружение машины должно было состоять из пушки калибра 122 мм. Этим же постановлением им предписывалось на основе ещё не созданного тяжелого танка, создать и САУ. На это дело срок был отведен всего 2 недели — успеть надо было к 1 ноября 43-го.
Калибр 122-мм выбран не случайно — главный конструктор завода № 100 Ж. Я. Котин, изучая итоги Курской битвы, обратил внимание на то, что из всех артиллерийских систем наиболее успешно боролась с «Tiger» 122-мм корпусная пушка А-19. Сделать это было непросто — мощное и габаритное орудие втиснуть в весьма ограниченное по размерам пространство, задача сложная. Однако конструкторы справились с задачей — ствол А-19 установили в танк с применением круглой люльки, противооткатных устройств и подъемного механизма от опытной танковой 122-мм гаубицы У-11, однако для уменьшения отдачи на орудие пришлось установить дульный тормоз.
Получив с завода № 100 необходимую документацию, в КБ завода № 9 быстро выполнили эскизный проект компоновки А-19 в башне танка ИС-85 (ИС-1), и сам Сталин нашел его вполне удачным. Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года танк ИС с 122-мм пушкой (объект 240) был принят на вооружение Красной Армии. При этом заводу № 9 предписывалось изготовить к 11 ноября 1943 года танковый вариант орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его на испытания к 27 ноября.
Танк прошел испытания без проблем, показав отличные результаты по всем параметрам. В ходе проверки артсистемы, снаряд выпущенный с расстояния 1500 метров по трофейному немецкому Pz V «Пантера» пробил башню с одной стороны и, прошив на вылет, целиком выбил броневой лист с противоположной стороны по линии сварки. В серию этот тяжелый танк пошел под индексом ИС-2.
Первые ИС-2 стали поступать в части в ходе финального этапа освобождения правобережной Украины.
Танк ИС-3 «Щука»

Характеристики
масса — 49 т;
длина — 6900 мм;
ширина — 3150 мм;
высота — 2450 мм;
экипаж — 4 человек;
вооружение — 122-мм Д-25Т обр. 1943 г.;
боекомплект — 28 шт.;
дальность стрельбы, км - 15
двигатель — В-11-ИС3;
макс. мощность — 520 л. с.;
запас хода (по целине) — 150 км;
макс. скорость — 40 км/ч.
Советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
Создание проекта нового тяжёлого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2—3 выстр./мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской Армии.
При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — её заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая, конструкция башни впоследствии использовалась и в ИС-7, и в Т-10, и также обеспечивала значительно лучшую снарядостойкость по сравнению с предыдущими вариантами башен, устанавливаемых на советских танках.
Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Существует также мнение, что ИС-3 могли использоваться во время боевых действий против Японии в августе 1945 года в рамках боевых испытаний.
ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года. Потери машин были единичные. Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР.
Дивизионная пушка ЗИС-3

Советские солдаты, прежде всего артиллеристы дивизионных и противотанковых артполков, за простоту, послушность и надежность называли ее ласково — «Зося». В других частях за скорострельность и высокие боевые характеристики она была известна под народным вариантом расшифровки аббревиатуры в названии — «Залп имени Сталина». Именно ее называли чаще всего просто «пушкой Грабина» — и никому не нужно было пояснять, о каком конкретно орудии идет речь. А солдаты вермахта, среди которых трудно было найти такого, кто не знал бы эту пушку по звуку выстрела и разрыва и не боялся бы ее скорострельности, это орудие называли «Ratsch-Bumm» — «Трещотка».
В официальных же документах это орудие именовалось «76-мм дивизионная пушка образца 1942 года». Именно эта пушка была самой массовой в Красной армии, и, пожалуй, единственной, которая с одинаковым успехом применялась как в дивизионной, так и в противотанковой артиллерии. А еще это было первое в мире артиллерийское орудие, производство которого было поставлено на конвейер. За счет этого оно стало и самой массовой пушкой в истории мировой артиллерии. В общей сложности в СССР было выпущено 48 016 орудий в варианте дивизионной пушки и еще 18 601 — в модификации орудия самоходки СУ-76 и СУ-76М. Никогда больше — ни до, ни после — в мире не выпускалось столько единиц одного и того же орудия.
Эта пушка — ЗИС-3, получила название по месту своего рождения и производства, заводу имени Сталина (он же завод № 92, он же «Новое Сормово») в Горьком. Она стала одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны. Ее силуэт настолько известен, что любой русский человек, едва увидевший его, сразу поймет, о какой эпохе идет речь. Это пушка чаще любых других советских артиллерийских орудий встречается в качестве памятников героям Великой Отечественной. А ведь ничего этого могло бы и не быть, если бы не упрямство и вера в собственную правоту создателя ЗИС-3 артиллерийского конструктора Василия Грабина.
Как и все гениальное, ЗИС-3 родилась, можно сказать, просто. «Какой-то художник (эту фразу приписывают английскому живописцу Уильяму Тернеру. — РП) на вопрос, сколько времени он писал картину, ответил: «Всю жизнь и еще два часа», — писал потом Василий Грабин. — Точно так же и мы могли бы сказать, что над пушкой ЗИС-3 работали шесть лет (с момента образования нашего КБ) и еще одну ночь».
Ночь, о которой пишет Грабин, была ночью первых испытаний новой пушки на заводском полигоне. Образно говоря, ее собрали, как конструктор, из деталей других орудий, уже выпускавшихся горьковским заводом. Лафет — от 57-миллиметровой противотанковой пушки ЗИС-2, принятой на вооружение в марте 1941 года. Ствол — от стоящей на вооружении дивизионной пушки Ф-22 УСВ: полуфабрикат доработали под новые задачи. Совершенно новым был только дульный тормоз, который с нуля за несколько дней разработал конструктор КБ Иван Грибань. За вечер все эти части были собраны воедино, пушка отстрелялась на полигоне — и заводчане единодушно решили, что новому орудию, которое получило заводской индекс ЗИС-3, быть!
После этого судьбоносного решения в КБ принялись за доводку новинки: предстояло превратить набор разнородных частей в единый организм, после чего разработать документацию для производства орудия. Этот процесс растянулся до лета 1941 года. А дальше свое слово в пользу выпуска нового орудия сказала война.
160-мм миномет (МТ-13)

Характеристики
Дата выпуска: 1942 г.
Калибр: 160 мм
Длинна: 3030 мм (ствол)
Вес: 1170 кг (в боевом положении), 1300 кг (в транспортном положении)
Скорострельность: 3-4 выстрела/мин
Дистанция стрельбы: 630 м - 5150 м
Начальная скорость снаряда: 140-245 м/сек
В 1942 году, в НИИ Наркомата вооружений под руководством Георгия Дмитриевича Ширенина началась разработка 160-мм казнозарядного миномёта МТ-13, а с 31 декабря 1942 года работы над минометом возглавил Исаак Г. Теверовский. Только в 1943 году будущий МТ-13 был изготовлен в опытном экземпляре, а на вооружение СССР, поступил лишь 17 января 1944 года, по личному одобрению Сталина.
МТ-13, или, более официально «160-мм миномет образца 1943 г.» стал самым мощным советским (и не только советским — аналогов МТ-13 не было ни у кого в мире) минометом периода Великой Отечественной войны. Его серийное производство началось спустя 5 дней после принятия на вооружение, и продолжалось вплоть до августа 1947 года.
Всего за это время было произведено 1557 миномётов.
Полковая пушка ПА-27

Характеристики
Калибр – 76,2 мм.
Длина ствола – 16,5 калибров.
Скорострельность – 10 выстр./мин
Максимальная дальность стрельбы – 8550 м.
Высота линии огня – 945 мм.
Углы вертикальной наводки: от −5,6 до +24,5 градусов.
Углы горизонтальной наводки: 4,5 градуса.
Масса в боевом положении – 903-920 кг (на металлических колесах).
Масса в походном положении – 1620 кг (с передком и прислугой).
Скорость возки по шоссе – 25 км/ч.
Расчет – 7 человек.
76-мм полковая пушка образца 1927 года известна сегодня не так хорошо, как знаменитая сорокапятка или 76,2-мм дивизионная пушка ЗИС-3, однако наряду с ними она провоевала всю Великую Отечественную войну. Полковая пушка образца 1927 года (индекс ГАУ – 52-П-353) представляла собой 76,2-мм полковое орудие непосредственной поддержки пехоты и кавалерии. Данная пушка стала первым образцом крупносерийной артиллерийской техники, которая была создана в Советском Союзе. Всего с 1928 по 1943 год было выпущено примерно 18 тысяч орудий данного типа. Они приняли участие во всех военных конфликтах СССР того периода.
Полковые пушки практически все время находились непосредственно в боевых порядках пехоты или кавалерии, непосредственно поддерживая их в бою огнем и колесами. Они использовались для подавления огневых точек врага и пользовались любовью и уважением со стороны простых красноармейцев и расчетов. В солдатском лексиконе данные пушки были известны как «полковушки», также их ласково называли «бобиками». Стоит отметить, что история данной полковой пушки началась еще задолго до 1927 года, а в 1943 году она вовсе не закончилась.
Расчет 76-мм полковой пушки образца 1927 года состоял из 7 человек: командира орудия, заряжающего, наводчика, замкового, прави́льного и двух ящичных. Согласно штатному расписанию в полковых артиллерийских батареях следующих частей РККА должно было быть: полки стрелковых дивизий – 6 орудий в батарее до июля 1941 года, после – 4 орудия; в кавалерийских полках – 4 орудия; в мотострелковых полках механизированных и танковых дивизий – 4 орудия; в артиллерийском дивизионе стрелковых бригад – 4 орудия.
122-мм гаубица (М-30)
Характеристики
Первый опытный образец – 1938 г.;
Начало серийного выпуска – 1939 г.;
Страны, в которых в настоящее время состоит на вооружении – бывшие сраны-члены Варшавского пакта, страны, которым Советский Союз оказывал военную помощь, Китай;
Расчет – 8 человек;
Длина в походном положении – 5900 мм;
Ширина в походном положении – 1975 мм;
Калибр - 121,92 мм;
Начальная скорость снаряда – 515 метров в секунду;
Масса снаряда – 21,76 кг;
Максимальная дальность стрельбы – 11800 м;
Максимальный угол возвышения - 63°;
Высота орудия (угол возвышения 0°) – 1820 мм;
Время перевода между походным и боевым положениями – 1-1,5 мин;
Скорострельность – до 6 выстрелов в минуту;
Максимальная скорость возки по хорошим дорогам – 50 км/ч;
122-миллиметровая гаубица М-30, которая на Западе известна под обозначением М1938, – является стойким ветераном. Гаубицу разработали еще в 1938 г., и уже через год началось ее серийное промышленное производство. Выпускавшаяся в больших количествах и широко использовавшаяся во время Великой Отечественной войны, гаубица М-30, практически без изменений, по сей день широко распространена в СНГ и других странах, хотя сегодня во многих армиях ее используют лишь в учебных целях или перевели в резерв. Хотя в странах СНГ производство М-30 прекратили несколько лет назад, гаубицу до сих пор выпускают в Китае под обозначением 122-миллиметровая гаубица Тип 54 и Тип 54-1.
122-миллиметровая М-30 в целом имеет классическую конструкцию: надежный прочный двухстанинный лафет, щит имеющий поднимаемый центральный лист который жестко закреплен, и ствол без дульного тормоза длиной 23 калибра. Пушку была оснащена тем же лафетом, что и 152-миллиметровая гаубица Д-1 (М1943). Колеса имеющие большой диаметр оснащаются цельными скатами, для заполнения которой использована губчатая резина, однако болгарская модификация М-30, имеет колеса отличной конструкции. У каждого орудия имеются сошники двух типов - для твердой и мягкой почвы.
До сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.
Танк Т-34-85

T-34-85 — войсковое обозначение последней модификации советского среднего танка Т-34 с орудием калибра 85-мм. Принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5021 от 23 января 1944 г.
Спроектирован на базе серийного танка Т-34 образца 1942 г. Установка 85-мм пушки и конструктивные доработки значительно повысили боевую эффективность танка Т-34-85 по сравнению с Т-34-76.
Новая башня увеличенного объёма с усиленной броневой защитой конструктивно аналогична башне опытного танка Т-43. Повышена общая защищённость экипажа (5 человек), улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. Показатели подвижности (быстроходность, маневренность и проходимость) танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы снизились незначительно.
С 1944 г. Т-34-85 являлся основным танком РККА в Великой Отечественной войне.
При незначительно возросшей, благодаря башне, общей бронезащите, (по сравнению с танком Т-34-76), но недостаточной, в сравнении с тяжёлыми танками противника, танк Т-34-85 практически не утратил прежней подвижности и маневренности — главного преимущества среднего танка в поединках с танками «Тигр» и «Пантера».
Всего танков Т-34-85 (с учётом произведённых в ЧССР и ПНР) было выпущено почти 30,5 тысячи единиц, а с учётом ранее выпущенных Т-34-76 общий выпуск составил чуть более 65,8 тысячи единиц. Это позволяет утверждать, что танк Т-34 являлся самым массовым танком в мире.
Самоходная артиллерийская установка СУ-100

Характеристики
Масса: 31,6 т.
Габаритные размеры:
Длина 9,45 м., ширина 3,0 м., высота 2,24 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 20 до 75 мм.
Вооружение: 100-мм орудие Д-10С
Боекомплект: 33 снаряда
Двигатель: двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2-34 мощностью 520 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 50 км/час
Запас хода: по шоссе – 310 км.
СУ-100 – советская САУ периода Второй мировой войны, относится к классу истребителей танков, средняя по массе. Самоходка была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторами Уралмашзавода в конце 1943 начале 1944 года. По своей сути является дальнейшим развитием САУ СУ-85. Разрабатывалась для замены СУ-85, которая обладала недостаточной возможностью борьбы с немецкими тяжелыми танками. Серийный выпуск САУ СУ-100 начался на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до марта 1946 года.
К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся у Красной армии средств борьбы с современными немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление бронетанковых войск. Данный вопрос попытались решить применением на САУ 100-мм орудия с баллистикой морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года был представлен Наркомату танковой промышленности, а уже 27 декабря 1943 года ГКО принял решение о принятии на вооружение новой средней САУ, вооруженной 100-мм орудием. Местом производства новой самоходки был определен «Уралмашзавод».
Тактико-технические показатели новой САУ СУ-100 позволяли ей успешно бороться с современными немецкими танками на дистанции в 1500 метров для «Тигров» и «Пантер» вне зависимости от точки попадания снаряда. САУ «Фердинанд» можно было поразить с расстояния в 2000 метров, но только при попадании в бортовую броню. СУ-100 обладала исключительной для советской бронетехники огневой мощью. Ее бронебойный снаряд на расстоянии 2000 метров пробивал 125 мм. вертикальной брони, а на расстоянии до 1000 метров пробивал большинство немецкой бронетехники практически насквозь.
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 («Катюша»)

Это было воистину оружие небывалой силы — дальность полета снаряда достигала восьми с половиной километров, а температура в эпицентре взрыва — полутора тысяч градусов. Немцы неоднократно пытались захватить образец русской чудо-техники, но экипажи «катюш» строжайше выдерживали правило — попасть в руки врага им было нельзя. На критический случай машины были снабжены механизмом самоликвидации. От тех легендарных установок идет, по сути, вся история российской ракетной техники. А реактивные снаряды для «катюш» разработал Владимир Андреевич Артемьев.
21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям ВКП(6) и Советского правительства, и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13).
Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.
В ходе войны производство пусковых установок в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в связи с этим в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения. Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, при создании которой конструкторы критически проанализировали все детали и узлы в целях повышения технологичности их производства и снижения стоимости, в результате чего все узлы получили самостоятельные индексы и стали универсальными.
Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.А.Флерова, была вооружена семью установками, изготовленными Реактивным НИИ. Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимся на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.
Исключительная эффективность действий батареи капитана И. А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовали быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже с осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.
Самолет ЛА-7

Советский одномоторный одноместный истребитель-моноплан. Ла-7 является дальнейшим развитием самолёта Ла-5ФН. Разработан ОКБ-21 (г. Горький) под руководством С. А. Лавочкина.
В октябре 1943 года был выпущен первый прототип Ла-7 (Ла-120). В ноябре он поднялся в воздух, 16 февраля поступил на государственные испытания. Весной 1944 года новый истребитель под именем Ла-7 появился на фронте (первоначально в гвардейских полках, например, в 176-м) и к ноябрю полностью вытеснил с конвейера Ла-5ФН.
Ла-7 — один из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны, обладающий высокими лётно-техническими характеристиками. Высокая манёвренность и сильное вооружение. Считается, что он имел превосходство по своим боевым качествам над последними поршневыми истребителями Германии, Англии и США на малых и средних высотах. Повышенная живучесть машины. Простота и доступность в управлении. Всего до конца Второй мировой войны было выпущено 5753 самолёта Ла-7.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
|