200-ЛЕТИЮ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ...

 

 

Усердные сыны отечества

О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

(А.С.Пушкин "Воспоминания в Царском селе")

 

2012 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом российской истории.

Одной из памятных дат, празднование которой проходит в рамках Года истории является  200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года. Кульминационный момент той войны – Бородинское сражение по праву считается одним из знаковых моментов истории России в целом. Вспоминая о событиях 1812 года, названного «Годом славы России», нельзя не вспомнить о людях, вписавших своими подвигами не одну страницу в славную историю страны.

Предлагаем ознакомиться с интересным материалом, собранным председателем клуба «Фронтовичка», членом Белгородского областного совета ветеранов Зоей Валерьевной Пархоменко о знаменитой фамилии ТОРМАСОВ в двух войнах: Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

 

«Нам хорошо известны имена русских генералов, отличившихся в Отечественной войне 1812 года. 1-ой Западной армией командовал М.Б. Барклай-де-Толли, 2-ой – П.И. Багратион; они были главными. 3-я Западная, которой командовал генерал А.П. Тормасов, была резервной. В начале войны успешными действиями на Киевском направлении она отвлекала на себя значительные силы противника.

Я была знакома с правнуком генерала Тормасова - Виктором Владимировичем Тормасовым. Оба участники великих войн, оба не посрамили чести, сражаясь за Отечество. Их родство подтверждается документами и материалами семейного архива, с которым я имела возможность познакомиться и теперь готова порадовать краеведов некоторыми из них. На мои вопросы хозяин всегда отвечал охотно и с видимым удовольствием, найдя во мне благодарного слушателя.

В газете «Правда» за 27 сентября 1972-го года появилась маленькая заметка внештатного корреспондента «Загадка холма», которая очень заинтересовала Виктора Владимировича.

«БРЕСТ. Холм на западной окраине города Кобрина местные жители именуют «Батареей». История этого названия долгое время оставалась тайной. На днях здесь строители под толщей грунта обнаружили горки из металлических «мячиков». Это были пушечные ядра калибра от 100 до 150 миллиметров. Сотрудники Кобринского военно-исторического музея имени А.В. Суворова установили, что такими боевыми припасами пользовались русские артиллеристы в Отечественной войне 1812 года. На кобринской земле 3-я русская армия генерала Тормасова нанесла наполеоновским войскам серьезный удар. Находка вошла в экспозицию музея».

 

О том, что он является правнуком героя Отечественной войны 1812-го года Виктор Владимирович Тормасов (1912 г.р.) узнал в 1937 году, когда был уже убеждённым коммунистом (вступил в ВКП(б) в1932году).

Сработала служба КГБ...

С тех пор Виктор активно, заинтересованно собирал любые сведения, связанные с этим периодом жизни его семьи и любое упоминание о своём знаменитом прадеде.

В Эрмитаже в галерее 1812 года среди других портретов героев Отечественной войны висит портрет работы художника Джорджа Доу, создавшего портретную галерею героев 1812 года. С холста смотрит бравый мужчина во цвете лет (здесь ему не более 50-ти) - генерал Тормасов.

 

 

Портрет генерала от кавалерии графа Александра Петровича Тормасова.

Работа мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

 

Когда мне с друзьями удаётся бывать в Санкт-Петербурге (последняя поездка была в 2011 году на встречу с выпускниками института «50 лет спустя»), я каждый раз прошу их зайти в галерею 1812 г. и рассказываю им историю о том, что связывает Белгородчину с событиями 200-летней давности. Мы задерживаемся у знакомого портрета (экскурсоводы о нём говорят совсем чуть-чуть.)

Родился Александр Петрович Тормасов в 1752 году от благородных небогатых родителей в Москве. В 10 лет взят был ко двору императора Петра III пажом и 10 лет оставался в этом звании при дворе Екатерины Великой. В 1772 году поступил на военную службу поручиком и вскоре стал адъютантом генерала графа Брюса, потом при нем же сделался генерал-адъютантом. В 1777 году он перешел в действительную фронтовую службу подполковником в Егерский финляндский батальон, из которого вскоре назначен командиром Далматского гусарского полка. Император Павел 1 в 1798 году пожаловал его генерал- лейтенантом, а через год - генералом от кавалерии. Он был почти 4 года киевским военным губернатором, а потом рижским.

 

Собственная болезнь и расстроенное здоровье супруги заставили его просить об увольнении от службы, но «по кончине супруги своей в 1808 году вступил опять в службу и вскоре был назначен главнокомандующим в Грузию». В 1812 году ему была вверена 3-я обсервационная (резервная) армия и со званием главнокомандующего - все права, власть и преимущества, «какие главнокомандующим действующих армий по положению присвоены».

На военном поприще А.П. Тормасов был известен как неустрашимый офицер и благоразумный начальник. «Хладнокровию его и присутствию духа в самом пылу сражения весьма многие удивлялись». За годы военной службы он получил много наград. В их числе - орден св. равноапостольного князя Владимира 2-й степени, орден св. Александра Невского, заслужил украшенную бриллиантами шпагу с надписью «За храбрость».

 

... В достопамятный 1812 год при вторжении неприятеля «в пределы Отечества нашего и при начальном его преуспевании, когда с каждым новым ударом, с каждым шагом его вперед наносилось новое беспокойство жителям обеих столиц и когда страхом объятые семейства начинали уже в самом Петербурге терять надежду на безопасность, генерал Тормасов с графом Витгенштейном впервые показали возможность бить неприятеля.» В «Русской песне» A.A. Дельвига отставной сержант, узнав о вторжении иноземцев, даёт наставление своему сыну...

 

Оседлай, мой друг, коня доброго,

Поезжай разить силы вражески

Под знамёнами Витгенштейна,

Вождя славного войска русского.

Не пускай врага разорити Русь.

 

О победе, одержанной генералом Тормасовым над французским Саксонским корпусом при Кобрине, говорила вся Россия. Затем генерал Тормасов одержал новую победу над соединенными австрийскими, саксонскими и польскими войсками при местечке Городечна.

После чего «государь повелел ему сдать свою армию адмиралу Чичагову и прибыть к главной армии князя Кутузова, который уже гнал Наполеона. Содействие Тормасова, по собственному свидетельству фельдмаршала Кутузова, привело к поражению неприятеля под Красным». Государь император «пожаловал его кавалером ордена св. Андрея Первозванного».

30 августа 1814 года Александр 1, намереваясь отбыть из России, назначил генерала Тормасова «главнокомандующим в Москву, едва только что начавшуюся отрясать еще дымящийся пепел с развалин своих и молящую о призрении и помощи». По возвращении царя в конце 1815 года в Петербург московские граждане принесли его императорскому величеству «за дарование им такого начальника всеподданнейшее благодарение, свидетельствуя в письме своем, что генерал Тормасов явил им разительный пример возможности, сохраняя Высочайшее Его Императорского Величества законы, быть равно внимательным к богатому и убогому, к сильному и слабому, к сущему в чести и в ничтожестве пребывающему». В 1816 году монарх в ознаменование «признательности своей к заслугам генерала Тормасова перед Отечеством возвел его в графское Российской империи достоинство со всем нисходящим от него потомством». В 1818 году Москву посетил король прусский, Фридрих-Вильгельм III, который пожаловал графу Тормасову орден Черного Орла.

 

 

Прусский орден Черного Орла

Одним из кавалеров такой награды был и генерал Тормасов


 

...Читаю исторический, политический и литературный журнал «Сын Отечества», издаваемый Николаем Гречем (часть 59, С.-Петербург, 1820 г.). Краткое известие о жизни, характере, самой кончине бывшего Московского Военного Генерал-губернатора Графа Александра Петровича Тормасова: «Граф Александр Петрович был роста высокого и до преклонных лет сохранил весьма приятную, величавую и благородную наружность. В молодости своей считался красавцем. Будучи от природы несколько вспыльчивым, он умерял сию запальчивость своим добродушием и мягкосердечием, которое составляло отличительную черту его характера. Он не был ни жесток, ни злопамятен и никогда не унижался до того, чтобы угнетать или преследовать кого-либо по личному неудовольствию или озлоблению».

 

Граф Александр Петрович был женат на девице, происходящей от благородной лифляндской фамилии, но брачною жизнью наслаждался весьма недолго. От сего брака остался ему один сын 13 лет, которому для компании принял он к себе равнолетнего сына одного полковника, в сражении потерявшего жизнь и некогда служившего под его начальством. Сироту этого он содержал и воспитывал без малейшего различия со своим сыном. Умер Александр Петрович после тяжелой болезни 13 ноября 1819 года, похоронен в Москве, в Донском монастыре, в той самой церкви, в которой похоронены Архиепископ Московский Амвросий и князь Николай Васильевич Репнин».

Автор заканчивает своё повествование словами «...он был верный слуга своего монарха, усердный сын Отечества и вельможа честный. Этого и сама зависть у него не отнимет».

О своём деде Виктор Владимирович помнил немного. Знал, что Пётр Александрович Тормасов имел небольшое имение (тридцать душ крепостных) в Ярославской губернии. Стал известен тем, что, продав имение, на вырученные деньги построил первый в России телеграф Москва - Ярославль - Вологда. Предприятие это оказалось не очень прибыльным, но нужным и в последствии перешло в собственность государства. Пётр Александрович длительное время работал там главным механиком. Имя его не забыто соотечественниками, в экспозиции Ярославского исторического музея есть портрет П.А. Тормасова кисти неизвестного художника.

 

О родителях Виктор Владимирович имел тоже скудные сведения (время было такое). Отец Владимир Петрович был смотрителем ремесленного училища, мама Елена Михайловна - преподавателем. Сын Виктор родился у них 3 апреля 1912 года, окончил школу в селе Васильево Никольского уезда Вологодской губернии, поступил в педагогическое училище в Вологде и одновременно работал электриком, а в 1932 году уехал к родственникам в Ленинград. Здесь с отличием закончил Политехнический институт им. Калинина, остался в аспирантуре. Начал работать главным энергетиком в Академии наук СССР.

О своём «непролетарском» происхождении Виктор Владимирович узнал не от родственников (они этот факт тщательно скрывали), а от бдительного кадровика «закрытого» учреждения, где началась научная и военная карьера будущего профессора Тормасова В.В. До войны он успел закончить курсы шоферов. Службу в Красной Армии начал с июня 1941 года в должности командира автороты... К концу 1943 года получил звание инженера-капитана и был назначен на должность помощника командира автобатальона.

Участвовал в героической обороне Ленинграда и легендарной «Дороги жизни» (Ладога). На Ладоге получил второе ранение. За проявление доблести и мужества Виктор Владимирович был награждён орденом «Красная звезда» и медалью «За оборону Ленинграда». Далее в составе войск 1-го Украинского фронта участвовал в героическом штурме Берлина и освобождении столицы Чехословакии Праги, умело обеспечивая переброску мотопехоты, снабжение боеприпасами передовых частей фронта и быстрое восстановление повреждённой в боях техники. Награждён медалями «За Победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».

 

По окончании войны с Германией в составе той же части принял участие в борьбе с японскими империалистами в августе 1945-го года, где также успешно обеспечивал необходимую мобильность и маневренность части в условиях горно-таёжной местности и полного бездорожья. За участие в военных операциях в Манжурии награждён медалью «За Победу над Японией». В служебной характеристике от 7/11-1945 года отмечено: «В отношении к сослуживцам проявил себя, как чуткий товарищ, а к подчинённым, как требовательный и справедливый офицер, показал себя технически грамотным и отлично знающим своё дело инженером. Политически выдержан, делу партии Ленина-Сталина предан».

 

После войны Виктор Владимирович работал сначала в Москве в команде Курчатова, а затем в Ленинградском Политехническом институте сначала ассистентом, а после защиты диссертации в 1952 году старшим научным сотрудником НИИ постоянного тока. Но «дворянство» опять помешало нормальному течению жизни. Обстоятельства заставили его уехать на Север. Очень надеялся, что временно (верил, что справедливость восторжествует), однако пролетело более 30 лет. В Норильске В.В. Тормасов работал заведующим кафедрой электротехники в индустриальном институте, возглавлял сектор одного из научных институтов. На счету Виктора Владимировича более 130 научных трудов и изобретений, он автор учебника по электротехнологии основных производств, выпущенного издательством «Высшая школа» в 1970 году. (Его учебник я использовала на занятиях со студентами Белгородского индустриального колледжа, когда вела предмет «Электроснабжение предприятий и установок»). До 1993 года трудился Виктор Владимирович.

 

Случилось так, что его племянники (дети брата Александра) стали членами Московского дворянского собрания под предводительством князя Андрея Кирилловича Голицына и дядю записали. Он отнёсся к этому спокойно - без восторга, но и не сопротивляясь. Виктор Владимирович считал, что следование дворянскому кодексу чести - дело небесполезное. Оно способно укрепить пошатнувшиеся нравственные устои. Люди высокообразованные, всесторонне развитые нужны России. Однако был убеждён, что духовная элита общества должна складываться из людей всех сословий. Социальное происхождение не гарантирует исключительных интеллектуальных и иных достоинств. С предками нам может «повезти» больше или меньше, но только от самого человека зависит, будут ли им гордиться потомки.

 

 

Виктор Владимирович Тормасов

 

В 1993 году Виктор Владимирович переезжает в Белгород, (остаться в Ленинграде ему не позволяло здоровье), получив однокомнатную квартиру в доме, который строил вместе с белгородцами «Норильский никель». Мы оказались соседями по дому и очень скоро подружились, несмотря на значительную разность в возрасте. Нас многое объединяло: Ленинград, профессия, любовь к литературе, театру, взгляд на происходящие события, отношение к людям и т.д. Моя семья: муж, дочь, сын и даже восьмилетний внук не раз были свидетелями наших бесед и зачастую принимали участие в них. 85-летний юбилей графа В.В. Тормасова мы отмечали в нашей квартире, где он любил бывать и чувствовал себя весьма комфортно. В этот день мы сняли о нём фильм (автор Дмитрий Боев - телекомпания «Магнит»), где попросили Виктора Владимировича рассказать о себе, а уж потом было застолье в кругу друзей, которые пришли поздравить интересного, но очень одинокого к тому времени человека. Журналист Белгородского радио Александр Агарков тоже был среди гостей. Накануне юбилея по радио прозвучало интервью с ветераном, подготовленное Сашей. Надеюсь оно сохранилось в архивах.

 

Продолжает род Тормасовых сын Виктора Владимировича - Николай Викторович - живёт и работает в г. Пушкин Ленинградской области, его единственная дочь Юлия Николаевна вышла замуж за Ефимова Андрея Петровича - выпускника Ленинградской духовной семинарии. Семья живёт в Белгородской области в Ивнянском районе.

Отец Андрей служит в с. Песчаное, Юлия Николаевна поёт в церковном хоре. У них трое деток: дочь и два сына. Софья закончила факультет журналистики БелГУ и уехала к деду в Ленинград, Кирилл учится в 7-ом классе Ивнянской школы, Илье 4 года и он в детском саду получает «образование». Граф В.В. Тормасов познакомился со своей правнучкой, а мальчишек, о которых мечтал, не успел повидать.

Умер Виктор Владимирович в 1999 году. Похоронен на кладбище в п. Ячнево. Скромный памятник, который он заказал ещё при жизни, отмечает место захоронения. С согласия сына многие документы, костюм с наградами переданы в Белгородский музей - диораму.

3 апреля 2012 года - 100-летие со дня рождения В.В. Тормасова.

 

Материал к публикации на сайте «Музея-диорамы» подготовили научные сотрудники ОНЭР  Морозов А.А. и  Кадира А.С

Обновлено 31.01.2013 15:58